Метрополитен представляет собой целый комплекс инфраструктуры, имеющий огромное значение для города. Роль метро в мегаполисе трудно переоценить: приостановка его работы приводит к значительному перегрузу наземного транспорта, который и так уже функционирует на пределе. В случае проблем с метро города могут столкнуться с серьезными транспортными проблемами. Поэтому обеспечение непрерывной, стабильной и безопасной работы метрополитена является важнейшей задачей для этой системы транспорта. Одним из гарантов безопасности метрополитена является гидроизоляция.
При возведении подземных структур, особенно таких стратегически значимых, как метрополитен, надежность гидроизоляционной системы является одним из ключевых факторов для обеспечения долгосрочной и бесперебойной эксплуатации.
Гидроизоляция тоннелей и станций метро подвергается экстремальным условиям из-за высокого давления грунтовых вод, а само сооружение подвержено значительным нагрузкам от постоянного движения электропоездов.
Ремонт работающих подземных объектов является сложным и затратным процессом, а в некоторых случаях может быть вообще невозможным. Именно поэтому в критически важных системах метро, таких как гидроизоляция, используется многоуровневая защита от повреждений ещё на стадии строительства, а также в процессе эксплуатации, включая:
Постоянный мониторинг водонепроницаемости.
Встроенные в конструкцию системы ремонта, предусмотренные как на стадии монтажа, так и в процессе эксплуатации.
Применение гидрогелей для гидроизоляции, например, через создание противофильтрационной завесы или инъекционной плоскости, представляет собой эффективную альтернативу для обеспечения герметизации метрополитена.
Путем инъекции акрилатного геля (гидроструктурной смолы) с созданием противофильтрационной завесы достигается гидроизоляция сооружений, находящихся в контакте или засыпанных землей, с внутренней стороны наружу, а также заполнение трещин, пролетов, полостей и швов.
Эффективность гидроизоляции обеспечивается правильным применением инъекционной техники и пакеров, а также реализацией концепции ремонта, разработанной опытными инженерами.
Механизм действия заключается в том, что инъекционные жидкости с низкой вязкостью вытесняют воду и, смешиваясь с окружающим грунтом, формируют эластичное уплотнение или упругий инъекционный элемент.
Преимущества данного метода:
Обеспечение герметизации и стабилизации кладки в области инъекции.
Снижение необходимости в использовании большого количества принадлежностей благодаря уменьшению износа сверл и потребности в пакерах.
Уменьшение трудозатрат на каждый погонный метр.
Для решения проблемы водопроницаемости в области крепления элементов тоннеля к железобетонным конструкциям часто используется местная гидроизоляция. Этот метод направлен на предотвращение проникновения воды в сочленения и швы между элементами тоннеля и бетонными структурами.
Применение герметизации на местном уровне предполагает использование специализированных материалов, таких как герметики, гидроизоляционные мастики или реактивные полимеры. Эти материалы наносятся на соединительные швы и области контакта между элементами тоннеля и бетоном.
Преимущества такого подхода включают уменьшение риска проникновения воды в стыки и трещины, что способствует повышению долговечности и надежности тоннельных конструкций. Кроме того, это позволяет предотвратить разрушение бетона и коррозию арматуры, что имеет критическое значение для обеспечения безопасности и стабильности тоннельных систем.
При строительстве тоннелей часто возникает необходимость укрепления грунтов за пределами железобетонных конструкций. Это делается для обеспечения стабильности и безопасности тоннельной системы в целом. Один из методов укрепления грунтов заключается в использовании грунтовых анкеров или грунтовых свай.
Грунтовые анкеры представляют собой стержни, которые вводятся в грунт под углом и закрепляются специальными гидроизоляционными смесями или цементом. Это позволяет создать дополнительную опору за пределами тоннеля и предотвратить смещение и обрушение грунта.
Для устранения этой проблемы применяются различные методы гидроизоляции и герметизации. Один из эффективных способов устранения активной фильтрации: использование специализированных герметиков и гидроизоляционных материалов. Эти материалы наносятся на сочленения и швы между элементами тоннеля и бетоном с целью создания непроницаемого барьера для воды.
Другой метод заключается в применении реактивных полимеров, которые затвердевают после нанесения и образуют прочный герметичный слой, блокирующий путь для влаги. Это позволяет предотвратить проникновение влаги, защитить конструкцию от возможных повреждений, связанных с воздействием влаги.